Праздники и традиции

Адвент

Адвент – Рождественский пост

Адвент

Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду! 

С каждым днём мы всё ближе на пути ко встрече с Иисусом в таинстве Покаяния и Святой Евхаристии. Хотим поделиться с Вами тем, что именно сейчас важно для хорошей духовной подготовки Вашего ребёнка к Первому Причастию. 

Пользуясь литургическим периодом Адвента в Церкви, мы рады будем, если вместе:

  1. Обратим внимание на слова: Приди, Господи, не медли! и чаще будем их повторять с нашим ребёнком во время молитвы дома или посещения храма в воскресенье. Просим учить с ребёнком постепенно тексты молитв и собранные темы в молитвеннике.

  2. Обратим внимание на адвентовый фонарик, с которым дети идут в процессии в начале Святой Мессы. Это символ готовности и ожидания.

  3. Во время молитвы или разговора с ребёнком обратим внимание на календарь Адвента. Со словами: «Приди, Господи, в моё сердце!» мы чаще в Адвент произнесём с ребенком эти слова. Дети, получая каждое воскресенье виды разных домов (разукрашиваем их и наклеиваем на бумагу), будут искать вместе с Марией и Иосифом кров для Младенца Иисуса, так чтобы 25 декабря – в Торжество Рождества Христова, Он мог найти место в Ваших и их сердцах.

  4. Постараемся переживать время Адвента как радостное ожидание. Адвент имеет много традиций, которые помогают нам почувствовать приход Спасителя, помогают оживить веру и радость.

6 декабря – праздник Доброго Святого Николая. Доброта человеческого сердца взята из доброты Бога, она хочет делиться, хочет наполнять дома и сердца добротой, а мы вновь обновляем в себе веру ребёнка: ОН придёт и к нам с особым даром! 

8 декабря празднуем день — Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Мы знаем, что в Церкви упоминается только день смерти святых, как день их рождения для Неба. Мы вспоминаем лишь дату рождения Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Иоанна Крестителя, чтобы подчеркнуть, что они родились в Божией благодати (Иоанн Креститель был во чреве своей матери особым образом освобожден от первородного греха). 

Праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии установлен Церковью для напоминания верующим о том, что Божья Матерь была зачата без первородного греха. Для нас Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии — символ душевной и телесной красоты и чистоты, к которой мы можем приблизиться, живя согласно Божиим заповедям. Сегодня мы благодарим Бога за Божью Матерь и молим Его, чтобы мы, глядя на Пресвятую Деву, стремились, особенно во время Адвента, с Ее помощью побеждать в себе слабости и грехи. 

Непорочное Сердце Божьей Матери — это наше Убежище. Оно всегда открыто для нас. 

Приглашаем Вас, во время Адвента устроить в Ваших домах атмосферу семейного ожидания праздника Рождества Христова. Пусть благословит Вас на этот подвиг сам Господь. 

Прилагаем для Вашего размышления тексты.

Адвент

Литургический (церковный) год начинается с первого воскресения Адвента (конец ноября или начало декабря), а кончается в последнее воскресение в день торжества Христа Царя Вселенной (не совпадает со светским календарным годом, хотя в нем также 365 дней и 52-е недели). 

Литургический год — это не только воспоминание тайны Искупления, жизни и учения Иисуса Христа, не только историческая святая годовщина, но это и неустанное Божественное действо, совершаемое над нами и в нас. 

Адвент — время жажды, ожидания, пришествие. Человеку свойственно всегда пребывать в ожидании. Кто не ожидает, тот ни на что не надеется, ни к чему не стремится. 

Адвент — это напоминание об ожидании Спасителя в истории человечества, о Его историческом рождении и надежде всех христиан на вторичное Его пришествие. Таким образом, Адвент — это ежегодное «повторение» рождения Божьего Младенца. Это ожидание Бога в душе каждого человека.

Внешние знаки, подчеркивающие значение Адвента и создающие атмосферу ожидания:

  • Алтарь и храмы не украшены цветами.

  • Игра на органе и других инструментах совершается только для поддержания хорального пения.

  • Фиолетовый цвет священнического облачения.

  • Запрет на проведение веселых торжеств.

Рораты. Слово «рораты» происходит от первого слова древнего предрождественского гимна «Rorate соеli» — «Росу пошлите, небеса». Текст этого гимна связывают с пророчеством о Мессии: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда» (Ис 45:8). Роратная Святая Месса совершается в честь Божьей Матери традиционно рано утром, до восхода солнца весь период Адвента. Участвуя в этой Святой Мессе, мы вместе с Девой Марией бодрствуем в ожидании Рождения Христа. 

Роратная Свеча символизирует Божью Матерь, которая, как утренняя звезда, предсказывает близость восхода Солнца — Господа нашего Иисуса Христа. 

Символ Марии в этой свече ассоциируется с алой зарей, предвещающей восход солнца. 

К началу Адвента мы готовим венок из еловых веток, он символизирует ожидание Пришествия Спасителя, а также вечную жизнь, которую Он дал нам Своим Воплощением. Зеленый цвет венка — цвет надежды, сам венок, не имеющий ни начала, ни конца, несет свидетельство о бесконечности Божества и Его любви. На венке закрепляют 4 свечи, соответствующие 4 неделям Адвента. Особым образом в Литургии мы вспоминаем 4 библейских лица: Марию, святого Иосифа, пророка Исаию, возвестившего Пришествие Спасителя, и Иоанна Крестителя. 

Во время Адвента мы стараемся сделать как можно больше доброго нашим близким и таким образом учимся любить друг друга. 

Роратный фонарик. Мягкий свет свечи, вставленной в специальный фонарик, просвечивающий сквозь прозрачное окошко, похожее на витраж, ассоциируется с Марией, Которая в Своём лоне несёт миру Спасителя. Роратный фонарик напоминает нам и о мудрых девах, которые взяли с собой запас масла и с горящими светильниками ожидали прихода Жениха (см. Мф 25:1-13). 

«Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем Дела Тьмы и облечемся в Оружия Света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни ссорам и зависти, но облечемся в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти да не превратим в похоть». 

Все мы – люди Адвента, тоскующие по Богу, который ещё не пришёл или которого мы потеряли. 

Хорошо пережить Адвент – значит молить Бога, тосковать по Нему. 

Адвент – это время тишины, в которой Бог говорит к нам. Как часто мы не слышим Его! 

Мы столько раз уже переживали Адвент – и ты, и я… 

Столько раз я тосковал без Тебя, Боже, искал Тебя, и снова грешил, и снова Ты прощал меня. 

Может быть, сейчас в моей душе снова мрак, снова я бегу и прячусь от Тебя, но Ты не перестаёшь любить меня. 

Ты ищешь меня, потому что знаешь, что я нуждаюсь в Тебе. Я хочу найти Тебя, Боже! Хочу тосковать по Тебе и снова пережить радость первой веры и первой любви к Тебе.…Я не знаю, откуда, но знаю, что Ты придёшь, потому что Ты – Бог верный. Может быть, с утренней росой, или с речными потоками…

Адвент

Сочельник

Рождественский Сочельник

Рождественский Сочельник

Традиционный Сочельник в Восточной Европе. 

Главным событием, средоточием переживании Адвента (лат.-“Пришествие”) с давних пор для христианских семей стал Рождественский Сочельник. Почти в каждом доме наряжается елка – образ “райского дерева”. Именно из-за того, что она даже в зимнюю стужу сохраняет свой зеленый наряд и неизменно полна сил, елочка и стала образом Христа — “Дерева Жизни”, а будучи украшена свечами или гирляндами как бы являет “Свет мира”. Под елкой можно также установить “ясли” (их еще называют “вертеп”, т.е. “пещера”). Они напоминают Рождество Сына Божия в Вифлееме.

Рождественская вечеря

В согласии древним обычаем, берущим начало в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед, состоящий из нескольких десятков традиционных блюд.
Трапеза носит религиозный характер, очень торжественна – о чем свидетельствует старый обычай прочитывать отрывок Евангелия по Св. Луке о Рождестве Христа и общая семейная молитва. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства.

Свободное место за столом

Повсеместно распространен и известен обычай оставлять при столе, за которым совершается трапеза, незанятое место. – Если кто-нибудь придет в дом в Сочельник, то будет принят как брат.
Этот обычай есть знак нашей памяти о близких и дорогих нам людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с нами. Незанятое место означает также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников

Христианский обряд вечери Сочельника

Рождественский Сочельник

Вечерю начинают стоя, пением колядки “Тихой ночью”. Можно сначала прочесть молитву “Ангел Господень” (при словах: “И Слово стало плотью” все преклоняют колена). Затем отец семейства может прочесть молитву благословения. 

«В этот торжественный час восславим Бога, Отца нашего, возблагодарим Его за ночь, которую ныне воспоминаем, и в которую Сын Его Иисус Христос родился от Девы Марии. Услышим слова Св. Евангелия (Лк 2,1-14) повествующие об этом событии»: 

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галнлен, на города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первоща, п спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную страшу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень. И слава Господин осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел : не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям : ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее : Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Благословение стола трапезы

Можно сохранить обычай вкладывать под белую скатерть на столе, за котором совершается трапеза Сочельника, сено (оно напоминает нам бедность Вифлеемской пещеры и Богородицу, положившую Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли). 
Отец: Помощь наша во имени Господа
Все: Сотворившего небо и землю.
Помолимся: Всемогущий вечный Боже, благослови это сено, которое полагаем на стол Рождественской трапезы, – да напоминает нам бедность Вифлеемского Вертепа, в котором родился Сын Твой, Иисус Христос и соделай, дабы мы не заботились о том, что нам есть и что пить, и во что одеться, но искали прежде Царства Божия и радовались присутствию в нашей семье Сына твоего Иисуса Христа, с Тобою живущего и царствующего во веки веков.
Все: Аминь.
(Отец окропляет сено освященной водой и если сено не положено под белой скатертью, кладет его посреди стола).

Преломление облатков (рождественских хлебов)

Это – важнейшее событие вечери. Его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют меж собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения.
Затем все садятся за стол.

Рождественский стол

Такая традиция рождественского стола разработана в приходе Св. Станислава в Петербурге. К приходскому сочельнику готовится почти весь приход и 24 декабря за общим столом собирается ок. 100 человек, которые потом все в месте идут на пастырскую мессу в храм

Рождественский Сочельник
  1. Первом блюдом подается вареная пшеница, “кутья”, которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева.

  2. Потом подается красный борщ с ушками, который напоминает нам переход избранного народа через Красное море, то есть переход из всякого (египетского) рабства к свободе детей Божьих.

  3. Следующее блюдо — это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий завет, время, когда все было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в память, что Христос принес надежду, которая все делала радостным, как бы сладким.

  4. Следующее блюдо рыбное — символ объявления Христа.

  5. После этого подается сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха.

  6. В конце подается семь сортов сладкого кушания (печенье, булочки, вообще сладкие мучные изделия), что напоминает семь святых Таинств.

Во время вигилии поем коляды т.е. рождественские песни.

Традиционный Сочельник в Польше

Рождество, празднуется в Польше особенно торжественно. Этот традиционный праздник — камерный, семейный, отмечаемый преимущественно в кругу самых близких. 

За стол садились с наступлением сумерек, когда на небе появлялась первая звезда, которую дети высматривали с таким нетерпением. Все собравшиеся делились тогда облатками и желали друг другу всего наилучшего. Это самая волнующая минута в году; она вызывает в памяти картины детства и юности, проникнута грустью о тех, кто навсегда ушел из жизни, и вместе с тем озарена вечно живой в человеческих сердцах надеждой на счастье. 

Для детей же это, пожалуй, самый прекрасный вечер в году, когда сказка становится былью. Празднично сияет огнями елка, под которую чьи-то любящие руки положили для всех присутствующих подарки, и даже самый скромный сувенир приобретает в этот вечер исключительное значение, символизируя чувства любви и дружбы, связывающие людей. 

Больше всего древних обычаев, связанных с Рождеством, сохранилось в деревне, хотя многое уцелело и в городе. В деревенской избе во все четыре угла либо только в красный угол комнаты, где проходит сочельник, ставятся необмолоченные снопы хлеба. 

В некоторых местах сохранился обычай давать в сочельник домашним животным по кусочку облатки, чтобы скотина была здоровой и дала хороший приплод. Было распространено поверье, что в полночь животные разговаривают человеческим голосом, но подслушать такой разговор не к добру. В тех местах, где водились волки, за изгородь выставлялись остатки рождественского ужина, ибо люди верили, что после такого угощения хищники не будут причинять вред их хозяйству. 

Рождественский Сочельник

Довольно распространен обычай, также и в городах, класть в сочельник сено под скатерть, которой накрыт стол. Девушки гадали в сочельник «на сене», желая узнать, что их ждет. Если вытянет из-под скатерти зеленый стебелек, значит ждет ее любовь и скорая свадьба, если почерневшую соломинку — неудача и расстройство матримониальных планов, а то и вовсе сидеть весь век в девках. Конечно, все эти гадания не принимались всерьез, а устраивались скорее ради смеха и веселья. 

Но самый волнующий момент наступал, когда делились облаткой. В эту торжественную минуту присутствующие прощали друг другу все обиды и прегрешения, закрепляя мир и согласие поцелуем. Не забывали в тот день и о поминовении усопших. Для них, для ушедших навсегда, на столе ставился особый прибор, на который клали немного каждого блюда и кусочек облатки. Старопольские облатки были разноцветные и очень декоративные. Сегодня пекутся белые облатки с тисненым узором. 

Но, пожалуй, самым прекрасным из старопольских рождественских обычаев является приглашение на ужин в сочельник одиноких людей. Ведь в этот вечер никто не должен чувствовать себя одиноким и забытым. 

О польских рождественских обычаях можно было бы рассказывать долго, но мы выбрали всего лишь несколько. 

Колядование — это пение особых рождественских песен, коляд (слово «коляда» известно в разных формах во всех славянских языках, по-польски «коленда»). Польские коляды, нередко очень старые, относятся к жемчужинам польской народной и религиозной песни. Среди них встречаются танцевальные мелодии в ритме мазурки, оберка. краковяка и полонеза, а в словах немало юмористических и сатирических, а иногда и злободневных акцентов. Для многих поляков, разбросанных по всему миру, коляды были и остаются по-прежнему волнующим символом родины. 

Краковские «шопки» (вертеп) часто были настоящими шедеврами народного искусства. Ежегодно на краковской площади Рынок перед Рождеством проводится конкурс «шопок», «Шопки», устраиваемые в костёлах, тоже имеют старые традиции. Внимания заслуживает ме­ханизированная и осовремененная «шопка» в костёле капуцинов, пользующаяся огромной популярностью среди жителей Варшавы. Кроме осла, быка и верблюдов, на которых прибыли три волхва, можно увидеть и трамвай, и железную дорогу, и автобус, и даже самолет! 

К сожалению, исчезает прекрасный обычай хождения колядовщиков (исполнителей коляд) от дома к дому с большой разноцветной блестящей звездой, прикрепленной к концу палки. 

А теперь заглянем в старопольскую кухню накануне рождественского праздника. В ней царит небывалое оживление. Праздничный ужин был постный. Все блюда приготовлялись на растительном масле, но можно было и на сливочном. Ужин в сочельник состоял из двенадцати перемен (по числу апостолов). 

Преобладали рыбные блюда, приготовленные самым различным способом, и, конечно, с обязательным карпом либо щукой под серым соусом. Иногда рыбных блюд оказывалось куда больше традиционных двенадцати, но и эту незадачу гурманы решили в свою пользу: все рыбные кушанья считались одним блюдом. Начинался ужин одним из традиционных супов: красный борщ с ушками, грибной, реже — миндальный суп. Самым популярным был борщ — классический суп старопольской кухни. 

Кроме рыбных блюд подавался традиционный старопольский горох с капустой, блюда из сушеных грибов, компоты из сушеных фруктов, главным образом из чернослива, а в восточных районах Польши — знаменитая кутья и праздничные пироги. 

Сладкие изделия из теста на Рождество не столь разнообразны, как пасхальные. Первое место занимают «перники» и «маковцы» — пряники и рулет с маком. Были и старопольские «бабы», а также разнообразное пряное на вкус печенье, но они оставались как бы в тени.

Рождественский Сочельник

Рождество Христово

25 декабря

Рождество Христово

Наконец, настал давно ожидаемый час пришествия на землю Сына Божия — час, которого с нетерпением и радостью люди ожидали более 5000 лет. Пресвятая Дева с обручником Иосифом оказались в Вифлееме — родине славного предка своего, царя и пророка Давида, куда они пришли по случаю народной переписи. Древний пророк Михей более чем за 600 лет предвидел это и в радостном восторге воскликнул: «Ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Но потомки славного царя, которых теперь весь мир прославляет, были так бедны, что им не нашлось места в гостинице и они заняли одну из пещер, куда в ненастное время пастухи загоняли скот. Настала ночь. Погода была хорошая, и потому пастухи остались со стадами на полях и не беспокоили усталых спутников. В эту великую ночь в пещере совершилось великое чудо: от Девы Марии родился Сын, Который был как Человеком, так и Богом — Богочеловек; Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, воплотился от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечился, то есть сделался Истинным Человеком, не переставая быть Богом. Дева Мария спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли. Простая бедная обстановка… но дивное небесное величие окружает Предвечного Младенца, смиренно почивающего в яслях. 

Рождество Христово

Неподалёку от вифлеемской пещеры группа пастухов стерегла свое стадо. Вот они собрались и стали беседовать. При блеске далеких одиноких звезд на темном небе вифлеемских полей они, может быть, с глубокою думою беседовали о скором пришествии Мессии — Спасителе мира. В сердце и на устах их, как и всех благочестивых израильтян того времени, было одно святое имя Господа Спасителя, пришествие Которого все ждали со дня на день. 

Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет, и предстал им ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь, — сказал им ангел,. — я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». 

В эту минуту вдруг вместе с ангелом-благовестником явилось множество небесных воинств, которые радовались счастью людей и восклицали: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» Наконец, ангельские воинства скрылись и голоса их смолкли. Тогда пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что же такое случилось. И тотчас отправились: нашли знакомую пещеру, увидели Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Потом рассказали Иосифу и Марии о бывшем им видении ангелов и о том, что им сказано было о Младенце. Все слышавшие дивились речам их, а Мария слагала все эти слова в Своем сердце, то есть запоминала все до мельчайших подробностей, но смирялась в глубине Своего сердца, благодарила и славила Бога за такую великую Его к Ней милость.

Рождество Христово

Воскресение Христово

Воскресение Христово

После того, как Господь наш Иисус Христос предал Свой дух Богу Отцу, Иосиф, богатый человек из города Аримафеи, член синедриона, бывший доселе тайным учеником Господа и не принимавший участия в Его осуждении, пошел к Пилату и выпросил у него позволения похоронить своего Божественного Учителя своем в саду, находившемся близ Голгофы. Он принес чистое полотно (плащаницу), а другой знаменитый член синедриона, Никодим (приходивший некогда к Господу для беседы с ним), принес в изобилии благовонных мастей — смирны и алоя. Они с благоговением сняли пречистое тело Господа Иисуса Христа со креста, умастили Его святое тело, обвили плащаницей и с погребальным пением отнесли в пещеру Иосифа, а вход в нее загородили большим камнем. Пещера эта была высечена в скале, и доселе никто не был в ней погребен.

При обряде погребения присутствовали Мария Магдалина, Мария Иосиева и некоторые другие благочестивые жены. По окончании погребения они с невыразимой горестью сидели против камня, сокрывшего тело Господне. Но та же любовь к Спасителю, которая источала из глаз их горькие слезы, и ободрила их. Видя, с какими почестями Иосиф и Никодим погребали Спасителя, они и со своей стороны захотели выразить Ему усердие и помазать тело Его миром драгоценным. Они поспешили в город, чтобы приготовить миро; но уже настал вечер, с которого начиналась пасхальная суббота, и они должны были отложить свое намерение до дня, следующего после этого особенно чтимого (по случаю совпадения субботы с Пасхою) иудейского праздника. 

Первосвященники, однако же и в пасхальную субботу не знали покоя: рано утром они пришли к Пилату и сказали ему: «Господин, мы вспомнили, что этот «обманщик» говорил: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять Его гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли его тело и не сказали народу: Он воскрес из мертвых. Тогда этот последний обман будет хуже первого». Пилат сказал им: «Вы имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете». Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, но сделали то, что гроб Его, как поистине царский, был охраняем воинами. 

После полуночи с субботы на следующий день после нее (ныне воскресенье) случилось величайшее и радостнейшее в мире событие: стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал, и печать была цела; вдруг сотряслась земля и Господь наш Иисус Христос силою Своего Божества воскрес из мертвых и вышел из гроба. Вскоре после сего ангел, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Сам ангел блистал, как молния, а одеяние его было бело как снег. Приставленные к гробу воины при виде всего происходящего пред их глазами задрожали от страха и в ужасе пали на землю, но, опомнясь, тотчас бросились бежать. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Первосвященники, дав стражам денег, сказали: «Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятностей». Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. 

Воскресение Христово

Между тем, рано утром, когда еще было темно, несколько благочестивых женщин спешили к гробу Господа, чтобы помазать Его пречистое тело благоуханным миром. Пламенная любовь к Спасителю придала слабым женщинам мужество и силу. Они не знали не только о совершившемся великом событии, но даже и о архиерейской печати и римской страже. Их смущала только одно: кто поможет им отвалит камень от дверей гроба? Ибо он был очень велик. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень отвален от гроба! Но мироносицы входят во гроб и слышат от ангела: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите». Тем временем Мария Магдалина горько плача поспешила к апостолам Петру и Иоанну и вдруг на своем пути повстречала некоего человека. Думая, что это садовник, она говорит Ему: «Господин, если ты вынес «Иисуса», скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Господь сказал ей: «Мария!» В этом голосе Мария узнала Господа и с чувством радости и благоговения бросилась к Его стопам, восклицая: «Раввуни (учитель)!» — «Не прикасайся ко Мне, — сказал ей Господь, — ибо Я еще не взошел ко Отцу Моему, а иди ко братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Богу вашему» 

Мария поспешила с этой радостной вестью в Иерусалим и на пути повстречалась с другими мироносицами. Те от овладевшего ими сильного страха никому еще не сказали о воскресении Господнем. 

Тогда и апостолы Петр и Иоанн, вдохновившись этой новостью, с радостью и надеждой поспешили ко гробу и стали свидетелями вселенского события — воскресения Богочеловека.

Воскресение Христово

Милосердие Божье

Почитание Божьего Милосердия

Милосердие Божье

За несколько десятков лет почитание Божьего Милосердия распространилось по всему миру и стало символом надежды для всех людей, потерявших себя в хаосе современного мира. 

Уникальность христианского Откровения состоит в том, что воплотившийся Бог явил себя Богом любви, Богом прощающим и Богом милосердным. И видимо неслучайно, в тот час, когда тьма вновь сгустилась над миром, силы зла перешли в наступление, а человек вновь погрузился во мрак греха и ненависти, Господь Иисус через «малую мира сего», сестру Фаустину, напомнил о Себе как о Боге милостивом. В том, что Иисус поведал св. Фаустине, звучит ободрение для всех людей вошедших в Третье Тысячелетие: 

«Скажи измученному грехом человечеству: пусть оно прильнет к Моему Милосердному Сердцу, и Я наполню его покоем. Человечество не найдет успокоения, пока не обратится к Моему Милосердию». Эти слова Иисуса, сказанные св. Фаустине в 30-х годах нашего столетия, являются обращением к каждому человеку и приоткрывают истинную причину глубокого беспокойства многих человеческих душ. Монахиня Фаустина была мало известна в своей среде. Но через 10 лет после своей смерти ее имя и фотография быстро распространились по всему свету. За несколько лет до своей смерти св. Фаустина писала: «Я явственно чувствую, что моя миссия не окончится с моей смертью, она лишь начнется». Так захотел Всевышний, чтобы через монахиню, всегда послушную Его Воле и милости, миру были бы явлены новые формы почитания Бога, как Бога Милосердия, поскольку почитание это, издавна существовавшее в Церкви, находилось в забвении.

Кем же была проповедница Божьего Милосердия?

Милосердие Божье
Милосердие Божье

Св. Фаустина (в миру — Елена Ковальская), родилась в 1905 году в Польше. Она была третьим ребенком из десяти детей в семье. Она получила скромное, даже по тем временам, образование — училась только три года. На 20-ом году жизни Елена вступила в Конгрегацию Сестер Божьей Матери Милосердия. Монахини в этой конгрегации посвящали себя работе с девушками, чья нравственность находились в большой опасности. В монастыре сестра Фаустина выполняла самую неприметную работу, трудясь на кухне или в огороде, иногда выполняла работу привратницы. По желанию своего духовника сестра Фаустина начала вести дневник, который назвала «Божье Милосердие в моей душе». Это подробное описание духовных откровений Иисуса и исключительного религиозного опыта показывает нам путь, посредством которого Иисус вверил сестре Фаустине особую миссию — провозглашение миру Послания и новых форм почитания Божьего Милосердия. Текст этого дневника доступен теперь и на русском языке. 

Св. Фаустина умерла от болезни легких в 1938 году, когда ей было всего 33 года. Перед смертью она предсказала начало Второй мировой войны и ее необыкновенную жестокость. 

18 апреля 1993 г. в Риме во 2-ое Воскресение Пасхи, Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил проповедницу Божьего Милосердия блаженной. Вот что тогда сказал Святейший Отец о сестре Фаустине: «Приветствую тебя, сестра Фаустина. Отныне Церковь будет звать Тебя блаженной (…). О Фаустина, как чуден был твой путь! Но можно ли усомниться в том, что именно Тебя, простую, бедную дочь польского люда, избрал Христос? Избрал Тебя, чтобы напомнить людям о Великой Божьей тайне Милосердия. Эту тайну Ты унесла с собой, уйдя из этого мира и прожив недолгую жизнь, полную страданий (…). Ты бы, наверное, удивилась, если бы могла здесь на земле узнать, чем стало Твое послание и Твоя миссия д ля страдающих людей в ту эпоху пренебрежения к человеческой жизни, и как широко разошлось по миру это Послание(…). Сегодня, в день беатификации сестры Фаустины, восславим Бога за великие дела, которые Он сотворил в ее душе. Воспоем Его и возблагодарим за великие дела, которые Он совершил и постоянно совершает в душах человеческих, ибо они, благодаря свидетельству и воззванию сестры Фаустины, открывают бесконечные глубины Божьего Милосердия». 

Получив откровение от Господа нашего Иисуса Христа, сестра Фаустина записала в своем дневнике 5 форм почитания Божьего Милосердия:

  1. Почитание образа Иисуса Христа с надписью «Иисус, уповаю на Тебя» (образа Божьего Милосердия или Милосердного Иисуса).
    22 февраля 1931 г. Иисус явился сестре Фаустине и принес с собой удивительную весть о Своем Милосердии всему человечеству. В этот же день она написала в своем дневнике следующие слова: „Вечером, когда я находилась в кельи, я вдруг почувствовала присутствие Христа, где-то совсем рядом. Он был в белом одеяний. Одной рукой он благословлял. Другая рука лежала на его груди, из которой исходило два луча. Один был красный, второй — белый. Я молча и внимательно смотрела на Христа. Душа моя наполнилась страхом и в то же время счастьем. Через некоторое время Христос произнес: «Нарисуй Мой образ так, как видишь его и подпиши внизу: Иисус, уповаю на Тебя !» Немного позже, Он объяснил значение лучей на этом образе. «Белый луч означает Воду, которая делает души добродетельными. Красный луч означает Кровь, которая души оживляет. Эти два луча явились из глубины Моего Милосердия, когда Меня распяли на Кресте и Сердце Мое пронзили копьем. Счастлив тот, кто живет под защитой обоих лучей, справедливая Божья рука будет охранять его».

  2. Новенна (девятидневное моление к Божьему Милосердию), которая должна начинаться в Страстную (Великую) Пятницу. Эта новенна была явлена как Откровение Иисуса Христа.

  3. Исповедь и причащение в праздник Божьего Милосердия, т.е в первое воскресение после Пасхи: «Кто бы ни исповедовался и ни причащался в этот день, — сказал Иисус, — получит полное отпущение грехов и не будет наказан».

  4. Чтение Венчика к Божьему Милосердию;
    Для чтения на обычной части Розария.
    Вначале: Отче наш…, Радуйся Мария…, Верую в Бога…
    Затем один раз (на большой бусине) читается молитва:
    Отче Предвечный, приношу Тебе Тело и Кровь, Душу и Божество Возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ради прощения грехов наших и всего мира.
    Десять раз (на малых бусинах):
    Ради Его Страданий — будь милосерден к нам и ко всему миру.
    В конце три раза:
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас и весь мир!

  5. Воздаяние почестей страстям Иисуса Христа в час милости для мира, т.е. в третий час пополудни, что означает Час Смерти Спасителя на Кресте.

Отрывок из молитвы св. Фаустины о милосердии к ближним:

Милосердие Божье

«Сколько раз я вздохну, сколько раз мое сердце ударит в груди, сколько раз забьется кровь в моем теле, столько тысяч раз я хочу восхвалять Твое Милосердие, о Пресвятая Троица! Я желаю вся обратиться в Твое Милосердие и быть Твоим живым отражением. 

О Господи, пусть этот самый великий дар Бога – Его бесконечное Милосердие – пройдет сквозь сердце и душу мою и достигнет ближних (…) Ты Сам мне велишь подвизаться в трех степенях милосердия: первая – милосердный поступок, какого бы рода он ни был; вторая – милосердное слово (если не смогу совершить поступок); третья – это молитва. Если не смогу оказать милосердие ни поступком, ни словом, то молитвой могу всегда. Молитвой могу я достичь того, что физически недостижимо. О мой Иисус, преобрази меня в Себя, ведь Ты можешь все». (Дн.№163) 

30 апреля 2000 г. папа Иоанн Павел II во время Мессы на площади св. Петра в Риме канонизировал сестру Фаустину Ковальскую. 

В почитании Божьего Милосердия, которое было открыто Иисусом св. Фаустине, была особо отмечена необходимость милосердного отношения к ближним – делом, словом и молитвой. Упование на Иисуса и всеобъемлющая Любовь составляют сущность почитания Божьего Милосердия. Это почитание является частью древней христианской традиции. 

Давайте будем почитать бесконечное Божье Милосердие. Мы должны помнить, что Россия, как и весь мир, очень нуждается в Божьем Милосердии и прощении за многочисленные грехи: ненависть, убийства, блудодеяния, аборты, пьянство и наркоманию.

На разных языках

Иисус, уповаю на Тебя!
Jesu in te confido!
Езу, давяраю Табе!
Ісусе, я уповаю на Тебе!
Jezu, Ufam Tobie!
Jesus, i trust in you!
Jesus, ich vertraue auf Dich!
Jesus En Ti Confio!
Gesù confido in te!
Jésus, j’ai confiance en Toi!

Милосердие Божье

Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа

Господь наш Иисус Христос основал и утвердил Церковь Свою на земле и поставил для нее первых священноначальников в лице Святых Апостолов. 

Во время явлений Своих по воскресении, в продолжение сорока дней, Он преподал им волю Свою касательно благоустройства Церкви, которую Он поручал их попечению, однако же, повелел им идти с проповедью в мир не прежде, как они облекутся силою свыше, по сошествии на них Святого Духа, Которого обещал ниспослать им от Отца. 

Апостолы, по заповеди Спасителя, пребывали в Иерусалиме в непрестанной молитве. В число двенадцати апостолов, на место Иуды, был избран по жребию Матфей, один из семидесяти учеников. Он находился при Господе во все время Его служения человеческому роду и был свидетелем Его воскресения. 

Святой Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника Пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались вместе для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие ученики. Всех верующих было около 120 человек. 

В девятом часу утра (по еврейскому счету в третьем часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и все они исполнились Святого Духа и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках. 

Нельзя выразить словами, какую перемену произвело сошествие Святого Духа в сердцах апостолов. Свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса о Себе и уразумели их во всей силе. В то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения Евангелия по всему миру. Простые рыбаки и сборщики налогов превратились в просвещеннейших учителей Вселенной. Приобрели дар многих языков, никогда не учившись им прежде. Вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедью к народам, правителям и царям и сделались готовыми положить за Господа жизнь свою. 

Между тем, по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось вокруг и стали дивиться тому, что апостолы говорят на разных языках. Но апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот Самый Иисус, Которого распяли, и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, — говорил святой апостол, — приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «Что нам делать, мужи, братья». Апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и тогда примите дар Святого Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек.

Сошествие Святого Духа

Праздник Тела и Крови Господней

Праздник Тела и Крови Господней

В XIII веке в Западной Церкви папа Адриан учредил особый праздник «Корпус Домини» в честь Святой Евхаристии после явления Господа Иисуса Льежской монахине св. Иулиании. Он пожелание, чтобы этот праздник был учрежден четверг после Пятидесятницы. 

Святые Дары выставляются в церкви для поклонения (аdorаdtio). В их честь была составлена особая служба с хвалебным гимном, написанным св. Фомой Аквинатом. В первое воскресение после праздника устраиваются торжественные процессии. Они также организуются в местах паломничеств — в Лурде и Фатиме, где Святыми Дарами благословляют больных. Это благословение обладает чудотворной силой: безнадежные больные иногда мгновенно исцеляются. Например, 13 мая 1982 г., когда папа Иоанн Павел II благословлял больных Святыми Дарами, парализованная мать одиннадцати детей мгновенно исцелилась.

Праздник Тела и Крови Господней

Почитание Евхаристии является общим духовным достоянием христиан Востока и Запада. По свидетельству папы Пия XI, ревностное почитание Евхаристии и Пресвятой Девы, характерное как для восточных славян, так и для католиков, является залогом их будущего единства. 

Исповедь, чтение молитв и акафиста ко причащению Св. Христовых Тайн и после их принятия подготовляют верующего к участию в Трапезе Господней и к жизни в единстве с Богом: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем», сказал Господь (Ин.56). 

Ежегодно, с 1997 по 2006 г. в приходе св. Станислава в Праздник Тела и Крови Господней совершался крестный ход по улицам квартала, как общий городской праздник. С 2007 г. он совершается переменно в разных приходах города на Неве.

Праздник Тела и Крови Господней

Почитание Святейшего Сердца Иисуса

Сердце Иисуса – символ любви Бога к человечеству

Сердце Иисуса

Праздник Пресвятого Сердца Иисуса – в пятницу на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. С самых ранних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные символы. В древности это был образ Доброго Пастыря. В Средние века получил распространение культ пяти Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Тогда же возник и культ Сердца Иисуса (как продолжение и развитие культа главной из пяти Его ран – в боку), который постепенно набирал силу. Его следы можно обнаружить, в частности, в монастырях цистерцианок в Саксонии в XIII веке (видения св. Матильды и св. Гертруды Хельфтской), в жизнеописаниях средневековых святых, в практиках доминиканского, францисканского и картезианского орденов. Однако заметным явлением в церковной жизни он стал уже в Новое Время. 

Сердце Иисуса

Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna («нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов – иезуитами и ораторианами, а также «старых» орденов – бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Эд в 1672 г. с разрешения духовных властей впервые отслужил Мессу Сердцу Иисуса. Он же стал основоположником одной из традиций почитания Сердца Иисусова во Франции. Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца. Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. – биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. – ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян. 

Сердце Иисуса

Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино. Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные «Святому Сердцу». В 1720 г. зафиксировано первое публичное – вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств – поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему. Это произошло в Марселе во время эпидемии чумы. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов, утверждавших, что недопустимо поклоняться телесному сердцу, отделенному от полноценной личности Иисуса Христа. В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви. Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего (solemnitas – «торжество») и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. 

Сердце Иисуса

Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году – в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок – такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата. Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца. 

Сердце Иисуса

В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок – в 1920 г., отец Жан Эд – в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.). Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа. Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Двенадцать обещаний Святейшего Сердца

Сердце Иисуса

Из послания Парэ-ле-Мониаль выделены так называемые двенадцать обещаний Святейшего Сердца, напоминающие нам кратко и понятно, о благодатях, обретаемых благодаря этой форме благочестия. Имя составившего этот список на основе откровений, данных Спасителем святой Маргарите Марии, неизвестно. Однако его достоверность безусловна, поскольку те же самые обещания содержатся в текстах святой. Как бы то ни было, он очень облегчил распространение этой благочестивой практики. 

Итак, вот список, к которому мы добавили ссылки на тексты святой Маргариты Марии:

  1. Почитающим Мое Святейшее Сердце Я дарую любые необходимые благодати и помощь, согласно их жизненным обстоятельствам (Письмо №141).

  2. В их семьях Я установлю и сохраню мир (Письмо №35).

  3. Я утешу их в любых печалях (Письмо №141).

  4. Я буду для них надежным прибежищем в жизни и, особенно, в смертный час (Письмо №141).

  5. Я изолью обильные благословения на все их труды и начинания (Письмо №141).

  6. Грешники найдут в Моем Сердце неисчерпаемый источник милосердия (Письмо 132).

  7. Благодаря этой форме благочестия теплохладные души станут ревностными (Письмо №132).

  8. Ревностные души быстро достигнут высот совершенства (Письмо №132).

  9. Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца (Письмо №35).

  10. Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать даже самые черствые сердца (Письмо № 141).

  11. Имена тех, кто распространяет эту форму благочестия, будут навсегда запечатлены в Моем Сердце (Письмо №141).

  12. Всем, кто будет причащаться в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать сохранить веру до конца и обрести вечное спасение (Письмо №86).
Сердце Иисуса

Обещание победы

Сердце Иисуса

Откровения Святейшего Сердца завершаются вдохновляющим обещанием окончательной победы над Его врагами. 

Маргарита Мария жаловалась, что, пытаясь распространять эту форму благочестия, она всякий раз наталкивалась на непонимание, насмешки, препятствия, некоторые даже считали ее обманщицей или одержимой. Тогда Иисус утешил ее пророческими словами: «Не бойся, Я буду царствовать, несмотря на усилия Моих врагов и всех, кто Мне противится». Святая пояснила в своей Автобиографии: «Это весьма утешило меня, поскольку я не хочу ничего иного, кроме как видеть Его Царем. Поэтому защиту Его дела я вверила Ему Самому». В других письмах свидетельница видений подчеркивает полученное обещание: «Он будет царствовать, несмотря на Своих врагов; Он будет Господом и Владыкой людских сердец»; «Божественное Сердце будет царствовать, несмотря на тех, кто противится Ему; Сатана и все его последователи будут посрамлены».

Девять первых пятниц

Представляя Своё Святейшее Сердце Св. Маргарите Марии Алакок (1647-1690) Иисус сказал: «Вот Сердце, которое так возлюбило людей и не щадило себя, даже до конца… А взамен от большинства оно получает только неблагодарность… неуважение и святотатство, равнодушие и пренебрежение…». В четырёх видениях св. Маргарите Марии Алакок Иисус оставил Свои обещания для всех, кто будет чтить Его Святое Сердце.

Необходимые условия

Девять раз принять Святое Причастие: в первую пятницу каждого месяца (необходимо исповедоваться в восьмидневный период перед первой пятницей); в течении девяти месяцев подряд, без перерыва, с надлежащим отданием, с намерением вознаграждения Святейшему Сердцу Иисуса и получения обещанных духовных благ.

Сердце Иисуса